КАРЕЕВ Николай Иванович


КАРЕЕВ Николай Иванович
(1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф В.С. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор Варшавского (1879-1884) и Петербургского (1886-1899 и с 1906) университетов (в 1899 был уволен из Петербургского университета за "неблагонадежность" в связи со студенческим движением). Активный член партии кадетов, депутат I Государственной Думы. Член-корреспондент Российской Академии наук (1910), почетный академик АН СССР (1929). В области истории - работы по античной, средневековой, новой и новейшей истории.

Основные работы по социологии и теории истории: "Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исторического прогресса" (тт. 1-3, 1883-1890); "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1889); "Историко-философские и социологические этюды" (1895); "Старые и новые этюды об экономическом материализме" (1896); "Введение в изучение социологии" (1897); "Историка. Теория исторического знания" (1913); "Историология. Теория исторического процесса" (1915); "Общие основы социологии" (1919) и др.

К. создал собственную версию этико-субъективной социологии, в которой прослеживается сильное влияние "первого" позитивизма, а также Лаврова и Михайловского . Пытался осуществить синтез социального и исторического знания, в связи с чем подверг методологической критике за односторонность подхода все известные ему концепции знания. В качестве синтетической дисциплины К. рассматривал философию истории, включающую в себя теоретическую и конкретно-историческую части. Теория истории занимается проблемами гносеологии (теория исторического знания, или "историка") и социологии (социальная статистика  и социальная динамика), изучающей морфологию и механизмы развития общества. Взгляд на социум как на процесс дает историология. Как и у других представителей этико-субъективной школы, в центре внимания у К. находится идея социального прогресса, исследуемая с разных сторон историей (феноменологическая наука) и социологией (номологическая наука). Согласно идеям школы, резко выступил против фаталистически-детерминистской трактовки прогресса.

В центре социокультурной жизни, по К., находятся человеческие индивиды - личности, активно относящиеся к происходящему с ними и вокруг них. Все общественные явления суть проявления духовного взаимодействия между людьми. Поэтому истории и социальной жизни всегда присуща как социально-психологическая, так и нравственно-этическая компонента, которые и должны фиксироваться средствами философии и науки. Происходящее в действительности должно быть оценено с точки зрения идеалов высшей правды; в любых исторических и социальных изменениях должен быть схвачен их смысл для человека. Ни одно общественное явление, по мнению К., не может быть понято без выявления отношения к нему со стороны тех или иных субъектов. Важно смотреть на историю и на социум глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты, но ведущую себя в них заинтересованно, т.е. необходимо встать на этико-субъективную точку зрения (философия истории  есть суд над историей). Соответственно в истории и социуме одновременно действует много детерминирующих факторов, задающих разные векторы изменений. Принципиально нельзя свести вариативность социальной и культурной жизни к действию какой-либо одной причины, например, экономики, как это делает марксизм. Общество конституируется во взаимодействии "культурных групп" и "социальной организации". Культурные группы формируются в процессах социализации и взаимодействия индивидов. Социальная организация фиксирует положение индивидов в экономическом, политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. Мера свободы, допустимая в данном обществе, фиксируется в общественном идеале, движение к которому и задает критерии социального прогресса, в ходе которого все большее количество людей перестает быть орудиями чужой воли. Средство достижения идеала - критическое переопределение и переделка культуры, социальной организации и быта.

В.Л. Абушенко


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Смотреть что такое "КАРЕЕВ Николай Иванович" в других словарях:

  • Кареев, Николай Иванович — Николай Иванович Кареев Дата рождения: 24 ноября (6 декабря) 1850(1850 12 06) Место рождения: Москва, Российская империя Дата сме …   Википедия

  • КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ — (1850 1931) историк, философ, социолог. Окончил историко филологический факультет Санкт Петербург, университета (1873); проф. Варшавского (1879 84), затем Санкт Петербург, университетов (с 1886, с перерывом между 1899 1906 в связи с увольнением… …   Энциклопедия социологии

  • Кареев, Николай Иванович — историк; род. в 1850 г.; учился в 5 й московской гимназии и окончил курс по историко филологическому факультету Московского унив. в 1873 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял вместе с тем учителем… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Кареев Николай Иванович — Кареев, Николай Иванович историк. Родился в 1850 г.; окончил курс по историко филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом Кареев сотрудничал в воронежских Филологических Записках и в Знании ; первый его печатный… …   Биографический словарь

  • КАРЕЕВ Николай Иванович — (1850 1931) российский историк, член корреспондент АН СССР (1925; член корреспондент Петербургской АН с 1910, член корреспондент РАН с 1917), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции 2 й пол. 18 в., истории Французской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кареев Николай Иванович — [24.11(6.12).1850, Москва, ‒ 18.2.1931, Ленинград], русский историк. В 1879‒84 профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 член корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1873 окончил Московский… …   Большая советская энциклопедия

  • Кареев Николай Иванович — (1850 1931), историк, член корреспондент Петербургской АН (1910), РАН (1917), АН СССР (1925), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции второй половины XVIII в., истории Французской революции конца XVIII в.; курс по новой… …   Энциклопедический словарь

  • Кареев Николай Иванович — Николай Иванович Кареев Дата рождения: 6 декабря 1850 Место рождения: Москва Дата смерти: 18 февраля 1931 Место смерти: Ленинград Гражданство …   Википедия

  • КАРЕЕВ Николай Иванович — [24.11(6.12). 1850, Москва, 18.2.1931, Ленинград], историк, педагог и методист, поч. ч. АН СССР (1929; ч. к. Петерб. АН с 1910). Окончил ист. филол. ф т Моск. ун та (1873). Преподавал в Моск. , гимназиях; проф. Варшавского (1879 84) и Петерб.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • КАРЕЕВ Николай Иванович — (24.11 (6.12). 1850, Москва 18.02.1931, Ленинград)    историк, социолог, гимназический товарищ и биограф В. С. Соловьева. К. сочетал в себе способности конкретного историка и теоретика. В этих областях его соч. включают античную, средневековую,… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Кареев, Николай Иванович — (1850 1931)     историк, педагог и методист, член корреспондент Петербургской АН (1910), поч. член АН СССР (1929). Преподавал в гимназиях Москвы; профессор Варшавского и Петербургского университетов. К. впервые прочитал в Петербургском… …   Педагогический терминологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «КАРЕЕВ Николай Иванович» >>